вторник, 19 января 2016 г.

"Управление молодёжной политикой на примере МБОУ Абанская СОШ «4 им.Героя Советского Союза В.С.Богуцкого"

"Управление молодёжной политикой на примере МБОУ Абанская СОШ «4 им.Героя Советского Союза В.С.Богуцкого"
Актуальность исследования.
 Изменение ориентиров развития общества требует от каждого человека планирования завтрашнего дня, способности проводить оценку жизненных и профессиональных перспектив. В настоящее время, в целях развития условий для повышения результативности воспитательного процесса идет формирование новых организационных структур, проектируются современные модели управления воспитанием, которые соответствуют реалиям политики государства и потенциальным возможностям сельских школ в области воспитания.
Современные исследователи отмечают,что школа – это единственный общественногосударственный институт на селе, занимающийся воспитательной работой не только с молодежью, но и со всем населением; «сельская школа – организатор открытой социальнопедагогической среды» (Л. Белова).
В период социально-политических и экономических преобразований в России особенно ярко проявилась проблема воспитания детей и подростков в сельской местности. В конце XX и начале XXI века воспитательный процесс в сельских школах не сумел противостоять негативному влиянию социальной среды села. Отмечен рост детской и подростковой преступности.
В основном такие подростки воспитываются в неполных или асоциальных семьях, где родители чаще всего не обращают внимания на воспитание своих детей, при этом отсутствуют объединения детей, которые могут соответствовать запросам сельских детей и сельского социума в целом. Стремление сельских детей к расширению социальных связей, самостоятельности и самоутверждению не находит своей поддержки теми институтами воспитания, которые существуют, соответственно обозначается проблема создания новых педагогических организационных структур, которые отвечали бы современным реалиям. Деятельность существующих структур управления молодёжной политикой  в сельских школах чаще всего не получила характер системности, разобщена.
Причинами данных тенденций является:
- во-первых, отсутствие управленческого диалога между системами различного уровня, задействованными в управлении молодёжной политики на селе.
- во-вторых, недостаточная научная разработанность организационных структур управления молодёжной политики в сельской школе.
В этой связи большое значение приобретает исследование современных подходов к созданию организационных структур управления молодёжной политики в сельской школе.
В научных исследованиях различным вопросам управления и организации молодёжной политики  посвящено достаточно большое количество работ (проблемы управления воспитательным процессом на основе различных подходов - М.Н.Аплетаев, Ю.А.Конаржевский, С.А.Маврин, М.М.Поташник, Г.Н.Сериков, Т.И.Шамова, Л.А.Шипилина и др.;
Теория педагогических организационных структур управления рассматривается в работах по педагогическому менеджменту Ю.В.Есенкова, Н.Ф.Гольцова, Ю.А.Конаржевского, А.А.Макарени, О.В.Ройтблат, В.П.Симонова и др.
Авторы обосновывают различные подходы к повышению эффективности педагогических организационных структур управления молодёжной политикой в школе , их формированию, педагогическому моделированию.
Анализ накопленных теоретических и практических данных по организационным структурам управления, в том числе процессом организации молодёжных организаций  в сельской школе позволил выделить следующие противоречия, между:
-реальным состоянием молодёжной политики , не приведшим к уменьшению асоциальных проявлений у детей, и неэффективностью предлагаемых способов управления молодёжной политики школе;
-необходимостью повышения эффективности молодёжной политики  в сельских школах в соответствии с требованиями общества, программными установками основных государственных документов, касающихся воспитания личности гражданина современной России, и отсутствием педагогических организационных структур, на практике отвечающих данным требованиям.
Указанные противоречия формируют проблему исследования:
Каким должен быть механизм изменения педагогических организационных структур управления, чтобы система управления воспитательным процессом  и в том числе система управления молодёжной политикой в сельской школе стала эффективной, соответствующей современным условиям?
Определение проблемы позволило сформулировать тему исследования: «Организационные структуры управления молодёжной политикой  в сельской школе».
Объект исследования:
управление молодёжной политикой  в сельской школе.
Предмет исследования:
организационные структуры управления молодёжной политикой  в сельской школе
Цель исследования заключается в разработке механизма изменения организационных структур управления молодёжной политикой  в сельской школе.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования была сформулирована гипотеза:
 эффективность управления молодёжной политикой  в школе, на основе организационных структур управления может быть повышена, в условиях если:
- изменение организационных структур управления молодёжной политикой  в сельской школе  адекватных изменению социума, направленное на разработку педагогических стратегий социализации детей, осуществляется при опоре на системный и социокультурный подходы;
- разработан и применен на практике механизм изменения организационных структур управления молодёжной политикой  в сельской школе,
- изменения организационных структур управления молодёжной политикой  в сельской школе приводят к осуществлению интегрирующей деятельности всех служб разного уровня, имеющих отношение к организации воспитания детей;
Исходя из цели, предмета и гипотезы задачи исследования состояли в следующем:
1. Выявить состояние и современные подходы к проблеме организационных структур управления молодёжной политикой  в школе.
2. Разработать и теоретически обосновать механизм изменения организационных структур управления молодёжной политикой  в школе, соответствующий потенциальным возможностям социума, при интегрирующей деятельности всех служб, имеющих отношение к организации воспитания сельских детей.
3. Выявить принципы изменения организационных структур управления молодёжной политикой  в сельской школе, которые обеспечивают процесс культурной насыщаемости социальной сельской среды..
Методологическим основанием исследования являются:
 системный (И.В.Блауберг, Ю.А.Конаржевский, С.А.Маврин, А.А.Макареня, В.А.Сластенин, Э.Г.Юдин и др.) и социокультурные (Л.С.Выготский, Е.В.Пискунова и др.) подходы, положения которых позволили рассматривать изменения организационных структур управления молодёжной политикой  в системе, с учетом особенностей культурного пространства сельской среды (Н.Б.Крылова, Ю.С.Мануйлов, А.В.Мудрик, Т.А.Панкова, и др.).
Теоретической основой исследования являются:
- идеи, раскрывающие закономерности управления молодёжной политикой  в сельской школе (З.И.Васильева, Ю.А. Конаржевский, В.П. Симонов, Т.И. Шамова и др.);
- концепции и теории построения воспитательного процесса (М.Н.Аплетаев, Е.В.Бондаревская, О.С Газман, И.А.Зимняя, И.П.Иванов, В.А.Караковский, Н.Н.Лебедева, С.Т.Шацкий и др.);
- теоретические работы, посвященные теории систем управления (М.В.Артюхов, С.А.Маврин, М.М.Поташник, В,В.Сериков, У. Тейлор, А. Файоль, Л.А.Шипилина и др.);
- исследования по различным аспектам технологизации в педагогике (М.М.Поташник, Е.Б.Плотникова, Г.К.Селевко, Н.Н.Суртаева, Н.В.Чекалева, Н.О.Яковлева и др.)
- вопросы теории организационных структур управления (Н.Ф. Гольцов, Ю.С.Егорова,О.В.Ройтблат и др.);
Нормативной базой исследования явились:
Закон РФ «Об образовании»,
 Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
 ФГОС нового поколения,
 Стратегия 2020 и др. нормативно-правовые, методические документы в сфере управления воспитанием, позволяющие выявить динамику развития организационных структур управления молодёжной политики  в сельских школах.
Методы исследования.
Для достижения поставленных цели и задач исследования были использованы следующие методы:
- педагогическое моделирование; сравнительно-сопоставительный осуществлять анализ существующих организационных структур управления воспитательным процессом и проблем в воспитании детей в сельской местности;
- эмпирические: наблюдение, опросные методы (анкетирование, беседа, интервьюирование), изучение и обобщение опыта деятельности школы..
Научная новизна заключается в целостной разработке системы изменения педагогических организационных структур управления молодёжной политикой  в сельской школе, а именно:
• расширено научное знание о сущности организационных структур управления воспитательным процессом как о социально-педагогических многоэлементных объектах, направленных на воспитание субъектов, обеспечивающих культурное насыщение сельской среды;
• на основе системного, социокультурного подходов дано описание механизма изменения организационных структур управления воспитательным процессом в целом и молодёжной политикой в частности.
• обоснованы принципы, лежащие в основе изменения организационных структур управления воспитательным процессом в сельских школах и в частности молодёжной политикой, обеспечивающие процесс культурной насыщаемости социальной сельской среды (культурного самоопределения, принцип интеграции социального, культурного и интеллектуального опыта, принцип интеллектуальной социализации,);
• раскрыты резервы включения воспитывающих технологий: «ярких пятен», культуроцентрированной и социально-ориентированной технологии воспитания с учетом влияний педагогической функции общества, определяющей изменения организационных структур управления воспитательным процессом в сельских школах, соответствующим потенциальным возможностям социума, в ходе интегрирующей деятельности всех служб разного уровня, имеющих отношение к организации воспитания сельских детей;
• выявлена и обоснована возможность педагогического влияния изменения организационных структур управления на эффективность управления молодёжной политикой в  сельских школах за счет целенаправленной интегрированной деятельности субъектов воспитательного процесса, включая педагогов, родителей, учащихся, специалистов, руководителей учреждений сельской местности при согласовании целей, мотивов деятельности в ходе организации и управления воспитательным процессом;
• выявлены и обоснованы критерии и показатели эффективности изменений организационных структур управления молодёжной политикой в сельских школах:
количественные (количество субъектов, взаимодействующих на различных этапах изменения структур; количество измененных и вновь созданных структур по направлениям воспитательного процесса, соответствующих основным стратегическим документам в области воспитания, запросам сельских детей, родителей, социума) и
качественные (повышение компетентности субъектов, динамика показателей социализированное  и изменения ценностных ориентаций учащихся, удовлетворенность субъектов воспитательного процесса качеством молодёжной политики  в школе.);
Теоретическая значимость результатов исследования:
• получены новые знания в области теории воспитания и социализации, касающиеся теоретически возможной и практически выполняемой социально-педагогической роли организационных структур управления воспитательным процессом в сельских школах, ориентирующей на культурное насыщение социально-образовательного пространства села, а также обеспечивающей социализацию сельских детей и изменение их ценностных ориентаций;
•расширено научное знание о видах организационных структур управления воспитательным процессом в сельских школах, изменяющихся адекватно воспитательным задачам, исходя из зависимости уровней внутренней и внешней среды организации воспитательного процесса в сельской местности, с учетом социально-образовательного пространства; от сферы деятельности, территориальной принадлежности, времени действия, принципа организации и др. Результативный аспект воспитания находится в сфере социализированности, изменении ценностных ориентаций сельских детей, при позитивном взаимодействии в организационных структурах управления воспитательным процессом различных видов.
Практическая значимость результатов исследования:
-разработано научно-обоснованное содержание методического обеспечения изменений организационных структур управления воспитательным процессом в сельских школах, включающее методические материалы и рекомендации для педагогов, методистов, специалистов органов управления образованием в сельской местности по исследуемой проблеме.
• расширен спектр организационных структур управления воспитательным процессом, способствующих интеграции субъектов воспитательного процесса (родителей, педагогов, специалистов, детей) в целях повышения эффективности воспитательного процесса и уменьшения влияния негативных факторов сельской среды на детей;
• предложены воспитывающие технологии, применимые в измененных организационных структурах в сельских школах: «ярких пятен», культуроцентрированной и социально-ориентированной технологий, технологии воспитания с учетом влияний педагогической функции общества и воспитывающие методы в изменяемых организационных структурах управления воспитательным процессом в сельской местности.
Рекомендации к применению:
 Материалы могут быть использованы в педагогической практике управления и организации воспитательного процесса, в деятельности муниципальных методических служб и учреждений дополнительного образования и др. с целью повышения эффективности действующей системы воспитания в сельских школах; в процессе разработки методического сопровождения по повышению компетентности субъектов воспитательного процесса (родителей - в рамках родительского всеобуча; педагогов, в ходе повышения профессионального уровня, специалистов для интеграционного взаимодействия).
Детские и молодежные общественные организации являются одной из наиболее эффективных форм, в которых сочетается педагогическое воздействие и детская самодеятельность. По своим целевым установкам именно детские и молодежные общественные организации призваны достигать социальной активности, их отличительная черта – деятельность на общую пользу, «для других». Другими словами, детская либо молодежная общественная организация создает специфические условия социализации, в которых молодой человек приобретает опыт общественных отношений.

1.     Результат педагогического исследования в области теории:
В ходе исследования было установлено,что сущность организационных структур управления заключается в следующем:
1.Организационные структуры управления молодёжной политикой  в нашей школе - социально-педагогические многоэлементные объекты, направленные на организацию процесса воспитания субъектов. Элементы данных структур, распределены в воспитательном пространстве школы и соединены горизонтальными (обмен опытом, взаимодополнение, совместное планирование, совместная деятельность и др.) и вертикальными (информационными, регламентирующими) связями между субъектами воспитательного процесса (родителями, учащимися, педагогами, специалистами различных сфер и социальных институтов) для обеспечения культурного насыщения сельской среды, и как следствие культурного научения субъектов и актуализации влияний педагогической функции общества.
2.Изменения организационных структур управления воспитательным процессом в нашей школе  происходит под влиянием социокультурного пространства с учетом историко-культурных традиций посёлка и направлены на решение проблемы несоответствия новых целей воспитания и наличия устаревших педагогических структур, базируются на интеграции системного, социокультурного методологических подходов, обеспечивающих:
• соответствие организационных структур управления воспитательным процессом в сельских школах целям и направлениям воспитания детей обозначенных в стратегических документах в области воспитания, а также, выявленных, на основании диагностики, приоритетных для сельских школ;
• возможность в единой системе понятий охарактеризовать воспитательный процесс в сельских школах, организуемый средствами педагогических организационных структур управления;
• повышение интеграционного взаимодействия разноведомственных субъектов за счет изменения организационных структур управления воспитательным процессом; усиление культурной насыщаемости в социально-образовательном пространстве села, встраивания в предполагаемую социально-педагогическую деятельность субъектов-организаторов воспитательного процесса, интегрирующей деятельности всех служб средствами воспитывающих технологий.
Способом осмысления процесса изменения организационных структур управления молодёжной политики в школе  было избрано моделирование. В модель включены структурно-концептуальный, технологический, динамико-рефлексивный блоки. Модель представляет систематизированную форму инновационного опыта и охватывает воспитательный процесс в целом и систему организации молодёжной политики в частности. Механизм изменений раскрывает процессуальную составляющую в виде цепочки действий. Идея или замысел, основанные на изменении внутренней или внешней ситуации в системе воспитания в школе; прогноз, на основе диагностики, существующих организационных структур управления воспитательным процессом; научно-методическое и ресурсное обеспечение, внедрение; проверка эффективности и результативности новых структур.
Были обозначены  принципы изменения организационных структур управления, реализация которых обеспечивает процесс культурной насыщаемости социально-педагогической сельской среды и актуализацию влияний педагогической функции общества:
-принцип интеграции социального, культурного и интеллектуального опыта субъектов воспитательного процесса в организационных структурах управления молодёжной политики в школе;
-принцип интеллектуальной социализации, ориентирующий на преобразование интеллектуальной деятельности посредством обогащения социального опыта, а также наращивания межличностного, меж- и внутригруппового взаимодействия субъектов воспитательного процесса; -принцип цикличности и диверсификационности социально-педагогических актов за счет изменения организационных структур управления молодёжной политикой  (этапность, ритмичность, прерывистость, совмещение различных видов деятельности);
-принцип культурного самоопределения, ориентирующий деятельность субъектов воспитания на принятие и выработку заданных норм и правил, принадлежащих к какой-либо культуре (культурная неопределенность провоцирует нарушения общественного спокойствия, является источником девиаций) и др.;
В ходе исследования были выявлены  наиболее эффективные педагогические технологии :
(технология «ярких пятен», культуроцентрированная, социально-ориентированная технологии, технологии воспитания с учетом влияний педагогической функции общества) и
методы (взаимодействия и сотрудничества, культурной самопрезентации, ролевой игры, погружения в культуру, проецирования образцов культуры, воспитание делом, действием, проживания события и др.), обеспечивающие актуализацию педагогической функции общества, культурное насыщение социальной среды села и интеграцию социальных институтов и сфер, задействованных в организации процесса молодёжной политики  в ходе изменения организационных структур управления.
Были разработаны  критерии эффективности изменений организационных структур управления молодёжной политикой в школе—
количественные (количество субъектов, взаимодействующих на различных этапах изменения структур; количество измененных и вновь созданных структур по направлениям воспитательного процесса, соответствующих основным стратегическим документам в области воспитания, запросам сельских детей, родителей, социума) и
качественные (повышение компетентности субъектов, динамика показателей социализированности и изменения ценностных ориентаций учащихся, удовлетворенность субъектов воспитательного процесса качеством воспитания и состоянием молодёжной политики).
2.     В результате практического исследования были сделаны следующие выводы:

Молодёжная политика в школе может осуществляться средствами:
●  (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);
● дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);
● организацию деятельности групп продленного дня;
● классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
● деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;
● инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.
Кадровые условия для реализации модели:
● укомплектованность образовательного учреждения необходимыми педагогическими, руководящими и иными работниками;
● наличие соответствующей квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения;
● непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения.
Вариативно-программный подход в деятельности детских общественных организаций подразумевает предоставление детям в условиях образовательного учреждения возможности выбора сферы деятельности и общения, объединений, организаций, групп детей, в которых создаются необходимые условия для творческого развития личности ребенка. Он предполагает также наличие комплекса программ, отличающихся друг от друга содержанием деятельности и адекватными ему формами и методами работы . Данные программы реализуют возрастной подход, учитывают широкий диапазон интересов и потребностей детей.
В целях совершенствования развития детского движения как равноправного партнера в решении общих образовательных задач приняты управленческие решения, способствующие:

• выделению в штате общеобразовательного учреждения ставки для куратора детских объединений (педагог-организатор, старший вожатый и др.);
 • созданию надлежащих материально-технических условий для работы ДОО (выделение помещения для работы во внеурочное время, предоставлены оргтехника, и т.п.);
• созданию условий для проведения занятий по интересам в рамках ДОО, а также мероприятий самого ДОО (сборов, встреч актива и т.п.);
• проведению совместных акций, проектов в плане учебно-воспитательной работы образовательных учреждений;
• созданию и развитию методической службы по оказанию помощи активу ДОО и педагогам, работающим с ними;
• разработке и реализации совместно с управлением образования  программ по подготовке , переподготовке и повышению квалификации старших вожатых и педагогов - организаторов для работы с ДОО;
• проведению совместных с ДОО фестивалей, смотров-конкурсов, оздоровительных лагерей для учащихся в каникулярное время на базе стационарных оздоровительных лагерей, учреждений дополнительного образования.

Для разрешения проблемы с кадрами были привлечены педагоги школы.  Данная ситуация сложилась в связи с тем, что педагоги на селе – наиболее социально активная часть населения,продолжающая иметь более сильное влияние на сельское население в отличие от городского, плюс к этому наиболее грамотная частьсельского населения, так как в своей работе
использует более современные знания и применяет современные компьютерные технологии, проходит постоянную переподготовку в
отличие от других сельских жителей (которые имеют низкую занятость в производстве).

Педагогический потенциал кадров сельских территорий можно и нужно использовать при проектировании организационных структур управления молодёжной политикой в сельских школах.
К субъектам проектирования структур  мы относим педагогов, родителей, детей, специалистов, занимающихся воспитанием детей в сельской территории, относящихся к разноведомственным структурам. С опорой на средовой и системный подходы при проектировании организационных структур управления воспитательным процессом в целом и молодёжной политикой в частности в сельской территории была разработана структурнофункциональная модель проектирования организационных
структур управления молодёжной политикой  в сельской территории,
представляющая собой сложно организованную структуру взаимосвязанных единиц:

структурноконцептуальный блок (социальный запрос населения сельской территории к организационным структурам управления молодёжной политикой, цель, функции,принципы проектирования организационных структур управления молодёжной политикой в сельской территории);

организационнодеятельностный блок (организационные, психологопедагогические условия деятельности организационных структур управления молодёжной политикой в сельской территории);

технологический блок (алгоритм проектирования, механизм реализации
проекта организационных структур управления молодёжной политикой в сельской территории);

рефлексивнокоррекционный блок (оценка динамики проектирования ор
ганизационных структур управления молодёжной политикой в сельской территории, количественные и качественные характеристики оценки эффективности проектирования организационных структур управле
ния молодёжной политикой  в сельской территории, SWOTанализ, корректировочная деятельность).

Модель проектирования организационных структур управления молодёжной политикой в сельской школе  представляет собой систематизирован
ную форму инновационного опыта и охватывает воспитательный процесс в
в целом (от управления до системы организации в образовательных учреждениях).

Модель носит открытый характер, постоянно находится в развитии и может пополняться новыми компонентами.
Разработана единая система понятий и принципов, которые помогают охарактеризовать отдельные аспекты модели проектирования организационных структур управления молодёжной политикой  в сельской школе:
– организационная структура управления молодёжной политикой в сельской школе  как совокупность динамических педагогических объектов, направленных на решение задач воспитания детей в сельской тер
ритории.

Элементы данных структур распределены в воспитательном пространстве школы и соединены горизонтальными (обмен опытом, совместная деятель
ность и др.) и вертикальными (информационными, регламентирующими) связями между субъектами воспитательного процесса;

– проектирование организационных структур управления молодёжной политикой в школе является компонентом совместной деятельности субъектов воспитательного процесса (педагогов, родителей, учащихся, руководителей учреждений, специалистов), целью, объектом которого выступает единая воспитательная система школы, процессы и педагогические ситуации.

Проектирование организационных структур управления молодёжной политикой в школе  осуществляется по основным приоритетным на
правлениям воспитания (трудовому, физическому, экологическому, краеведческому и т.д.) согласно следующей схеме:

-идея или замысел, основанные на изменении внутренней или внешней ситуации в системе организации молодёжной политикой школы;

- прогноз на основе диагностики существующих организаци
онных структур управления молодёжной политикой в школе (SWOTана
лиз);

-моделирование новых структур;

-разработка проекта данных структур;

- научнометодическое и ресурсное обеспечение ;

– внедрение;

- проверка эффективности и результативности структур;

- корректировка проекта);

принципы проектирования организационных структур управления молодёжной политикой в школе:

-принцип реалистичности, требующий решения проблемы проектирования с опорой на действительные факторы развития сельской школы,

-принцип открытости (широкое участие в проектировании общественности школы и других социальных институтов),

-принцип программности (каждая спроектированная организационная структура должна быть подкреплена программными документами по направлениям воспитательного процесса, приоритетным для данной
школы, и не противоречить основным стратегическим документам в облас
ти воспитания детей);

-принцип технологичности (определенная последовательность действий, операций, возможность массового воспроизводства результата в сельских учреждениях, где осуществляется воспитательный процесс);

- принцип ресурсности (выделение и использование при проектировании имеющихся ресурсов данной школы – материальных, кадровых, интеллектуальных, духовных, культурных;

- принцип адаптивности (соответствие системы воспитания запросам и возможностям сельских детейи родителей, учет их ментальности) и др.

Сельская школа рассматривается как пространственная организация жизни общества – зона жизнедеятельности людей, функции которой состоят в сохранении традиций, самобытности национальной культуры, духовного, физического здоровья людей, источник формирования воспитательного про
странства за счет своего социальногеографического,  историкокультурного, природного потенциала. При этом проектирование организационных структур управления молодёжной политикой сельской школы происходит с учетом ее особенностей (труднодоступности, демографической составляющей, ментальности сельских жителей и др.).

На основе SWOTанализа, анкетирования были изучены различные направления молодёжной политики в разрезе проектирования организационных структур управления ею в сельской территории: туристическое, трудовое, физкультурноспортивное,интеллектуальное и др.

В результате эксперимента на основе интеграции спроектированы следующие модели организационных структур:

«Туристическое объединение школьников»- «Юный турист»

«Физкультурноспортивное объединение школьников»- ФСК «Олимпиец», «Шахматы детям», «Баскетбол», «Волейбол»,»Юная грация»

«Культурологическое объединение школьников»- «Английская набережная», «Художественное слово».

 «Военно-патриотическое объединение- ВПК Клуб «КЕДР».

 «Краеведческое»- школьный музей «Прометей»

Творческое объединение школьников»- «Студия танцев».»Юный художник», «Тропинка к себе», «»Народные промыслы».

«Научное общество учащихся»

«Медиа-студия»- школьное телевидение, школьная газета.

ДОО «ШАНС»

ДОО «Звенигород»

Школьное  ученическое самоуправление

«ЮИД»

Клуб «Твой выбор»

Программы по внеурочной деятельности младших школьников.

 Следует отметить, что данные модели органично входят в организационную структуру управления воспитательным процессом в школе.
Были выявлены три уровня компетентности в проектировании организаци
онных структур управления молодёжной политикой:
оптимальный,
допустимый,
критический, – которые позволили говорить о компетентности субъектов, участвующих в проектировании.
Сделана выборка: по вертикали – количество оцениваемых человек из
числа педагоговпредметников, педагоговорганизаторов, родителей и спе
циалистов.
 Было произведено сравнение результатов уровней компетентности субъектов проектирования на констатирующем и преобразующем этапах
педагогического эксперимента .

В ходе проведения анкетирования установлено, что процесс проектирования, с точки зрения субъектов, побудил их к постоянному ценностносмысловому самоопределению, личностной и профессиональной рефлексии, взаимодействию на основе диалога.

Созданная в нашей школе  проектирующая среда повлияла на развитие в школе детских творческих и социальнообщественных объединений.

Если в 2010 г. таких объединений было 7,
то в 2014 г. их стало 12

Это расширило границы творчества детей,возможности для социализации и самосовершенствования личности школьников, количество охваченных внеурочной деятельностью возросло с:

в 2010г.

-занятость детей - 180  -26% от всего количества детей в школе.

 В 2014г.

-занятость детей-450-98% от всего количества детей в школе.


 В ходе эксперимента было проведено обследование учащихся с целью
изучения социализированности личности (по методике М. Рожкова).

 В среднем по школе  у учащихся основные позиции социализированности личности составили:(коэффициент – от 0 до 6):

в 2010 г.

-социальная адаптивность –2,7;

-социальная активность – 2,5;

-приверженность гуманистическим нормам жизни – 2,9;

 В 2014 г.

-социальная адаптивность – 5,8;

-социальная активность – 5,1;

-приверженность гуманистическим нормам жизни – 5, 2.

Весомым доказательством произошедших изменений стала ситуация с детьми, составляющими группу риска.

В 2010г.

-внутришкольный учёт- 3
-ОПДН- 3

В 2014г

-внутришкольный-2
-ОПДН-1


По итогам экспериментальной работы был сделан вывод, что результативность управления молодёжной политикой  в школе  на основе проектирования организационных структур управления стала более системной и обусловлена активностью его субъектов.
 Реализация разработанной модели обеспечивает полноту действий, необходимых для достижения поставленных целей:

- согласованность связей между всеми субъектами проектирования организа
ционных структур управления молодёжной политикой  в школе;

-реализацию современных функций, продиктованных необходимостью адекватного реагирования на запросы общественности сельской территории, родителей, детей, обеспечение инновационных изменений системы вос
питания, способствующих реализации НОИ «Наша новая школа».

Выводы :
1. Сущность молодёжной политики в сельских школах, обусловлена деятельностью по приобщению субъектов к социальному опыту в различных его формах (знания, ценностные ориентации, нормы, качества, навыки, умения деятельности и общения, разработка проектов и др.), а также по развитию индивидуальных возможностей и способностей человека в самореализации в условиях социокультурной среды сельской местности, в условиях реализации механизма изменения организационных структур управления молодёжной политикой в сельских школах.
2. Моделирование организационных структур управления молодёжной политикой в сельских школах, являясь компонентом деятельности субъектов воспитательного процесса, целью, объектом которого выступает молодёжная политика , процессы и педагогические ситуации, влияет на управление молодёжной политикой в сельских школах.
3. Совместная деятельность субъектов изменения организационных структур управления молодёжной политикой происходит через вовлечение участников совместной деятельности в постановку целей, задач моделирования структур, анализ ситуации, разработку содержания, определение замысла, распределение функций и сфер влияния, рефлексию, развитие моделей.
4. Содержание деятельности субъектов воспитательного процесса (педагогов, родителей, учащихся, руководителей учреждений) по изменению организационных структур управления решает задачи воспитания детей в сельских школах, с учетом ее социокультурной составляющей.
5. Наполнение процесса организации молодёжной политики  происходит на основе нормативных документов по организации воспитания детей по направлениям воспитательного процесса (экологическому, нравственному, гражданско-правовому, трудовому, интеллектуальному, патриотическому и др.). Организационные структуры управления молодёжной политики  в сельских школах (например: сетевые, матричные) должны изменяться по приоритетным направлениям и составлять организационную структуру управления молодёжной политикой.
6. Модель изменения организационных структур управления молодёжной политикой  в сельских школах строится на основе историко
- культурного, социально-педагогического, системного, гуманистического, личностно-деятельностного подходов, на принципах обеспечивающих процесс культурной насыщаемости социальной сельской среды и включает такие компоненты изменения организационных структур управления молодёжной политикой, объединенные функциональными связями, в результате апробации подтвердила свою эффективность.
Модели измененных организационных структур управления молодёжной политикой  в сельских школах позволили более объемно представить моделирование организационных структур управления воспитательным процессом как динамическую систему.
7. Условия изменения организационных структур управления молодёжной политикой  в сельских школах подтвердили свою значимость как комплекс взаимосвязанных организационно-управленческих, психолого-педагогических, методических условий, обеспечивающих интеграцию всех служб, занимающихся воспитанием детей и мотивирующих стремление субъектов воспитательного процесса к изменению структур, ориентирующих на использование современных технологий воспитания.
8. За счет межструктурных (с участием педагогов, специалистов занимающихся организацией воспитательного процесса в сельской территории, лидеров детских объединений, родителей и др.) семинаров по основам организации совместной деятельности, отмечено повышение компетентности субъектов в применении механизма изменения организационных структур управления молодёжной политикой  в сельских школах.
9. Результативность управления молодёжной политикой в сельских школах в измененных организационных структур управления воспитательным процессом возросла и обусловлена активностью его субъектов, проявившаяся при реализации моделей организационных структур управления по направлениям воспитательного процесса.
10. Показатели эффективности измененных организационных структур управления молодёжной политикой  в ходе апробации отразили:
-положительную динамику отдельных компонентов развития  детей (по выделенным компонентам - социализированность, ценностные ориентации и др.),
- компетентности субъектов изменения организационных структур управления молодёжной политикой  в сельской местности расширились;
-сформирована ценностно-мотивационная сфера субъектов воспитательного процесса на саморазвитие и самоорганизацию;
- развитие организационных структур управления молодёжной политикой  в нашей школе  стало сбалансированное, стало учитывать специфику сельской территории;
11. В ходе педагогического эксперимента, нами обоснованы и внедрены воспитывающие технологии и методы, ориентирующие на культурное насыщение сельского социума, проведено их апробирование.
Заключение
Изменение отношения государства к организации воспитательного процесса в целом и молодёжной политики щколы в частности ,превращение сельской школы в центр социальной, культурной жизни села, изменило место управления воспитанием в сельских школах. Появились тенденции интеграции усилий различных субъектов организации воспитательного процесса в воспитательной деятельности.
Сегодня воспитание рассматривается как одно из средств выполнения стратегических задач развития современного общества. Острая необходимость в преодолении негативных последствий кризиса воспитания в стране, и как следствие в сельской среде. Снижение воспитательного потенциала сельского социума, рост в сельской местности асоциальных явлений среди детей и подростков, ценностная дезориентация сельского подрастающего поколения, отсутствие желания трудиться и быть успешными в сельской территории привели к необходимости пересмотра структур управления молодёжной политикой  в сельских школах
Изменения организационных структур управления молодёжной политикой - сложная, но творчески наполненная деятельность.
При целевой г ориентации на процесс организации молодёжной политики как на инновационный процесс и достижении положительной динамики результатов воспитания как продукта деятельности субъектов воспитания (родителей, учащихся, педагогов, специалистов, занимающихся воспитательным процессом сельской местности) изменяются подходы к молодёжной политики  на системный, социокультурный.
На современном этапе развития общества в структурах системы воспитания и управления можно работать эффективно лишь в случае, если получены компетенции об особенностях механизма изменения организационных структур управления.
Различные модели организационных структур управления молодёжной политикой в сельских школах можно разработать, реализовать и исследовать их эффективность в интегрированных структурах сферы образования, культуры, молодежной политики - объединяющим выступают сельские школы, где происходит воспитательное взаимодействие и взаимодействие субъектов изменения организационных структур управления молодёжной политики.
Механизм изменения структур стал реальным инструментом эффективного и результативного развития организационных структур управления молодёжной политикой  в нашей школе.
Подводя общие итоги, сформулируем основные выводы исследования:
Современная система воспитания в сельских школах требует новых подходов в управлении воспитательным процессом, интеграции и привлечения социальных институтов и сфер, имеющих отношение к воспитанию.
В сельской местности имеются специфические условия, отличающие от городской среды, что требует особых средств в изменении организационных структур управления молодёжной политикой  в сельских школах, проявляющихся в необходимости культурного насыщения среды, процесса воспитания, реализации специфических принципов и применения адекватных воспитывающих технологий и методов.
В исследовании доказано, что организационные структуры управления молодёжной политикой  в сельских школах это социально-педагогические многоэлементные объекты, направленные на организацию процесса воспитания субъектов.
Элементы данных структур, распределены в воспитательном пространстве школы  и соединены горизонтальными и вертикальными (связями между субъектами воспитательного процесса (родителями, учащимися, педагогами, специалистами различных сфер и социальных институтов) для обеспечения культурного насыщения сельской среды, и как следствие культурного научения субъектов и актуализации влияний педагогической функции общества.
Принципами изменения организационных структур управления, реализация которые могут обеспечить процесс культурной насыщаемости социально-педагогической сельской среды и актуализацию влияний педагогической функции общества по нашему мнению являются:
-принцип интеграции социального, культурного и интеллектуального опыта субъектов воспитательного процесса в организационных структурах управления молодёжной политикой в сельских школах;
-принцип интеллектуальной социализации, ориентирующий на преобразование интеллектуальной деятельности посредством обогащения социального опыта, а также наращивания межличностного, меж- и внутригруппового взаимодействия субъектов воспитательного процесса;
-принцип культурного самоопределения, ориентирующий деятельность субъектов воспитания на принятие и выработку заданных норм и правил, принадлежащих к какой-либо культуре (культурная неопределенность провоцирует нарушения общественного спокойствия, является источником девиаций) и др.
Обеспечивающую роль в актуализации педагогической функции общества, культурного насыщения социальной среды села и интеграции социальных институтов и сфер, задействованных в организации процесса воспитания в ходе изменения организационных структур управления играют технологии (технология «ярких пятен», культуроцентрированная, социально-ориентированная технологии, технологии воспитания с учетом влияний педагогической функции общества) и методы (взаимодействия и сотрудничества, культурной самопрезентации, ролевой игры, погружения в культуру, проецирования образцов культуры, воспитание делом, действием, проживания события и др.).
Нами доказано, что оценку эффективности изменений организационных структур управления молодёжной политикой  в сельских школах обеспечивает совокупность критериев, включающих количественные (количество субъектов, взаимодействующих на различных этапах изменения структур; количество измененных и вновь созданных структур по направлениям воспитательного процесса, соответствующих основным стратегическим документам в области воспитания, запросам сельских детей, родителей, социума) и качественные (повышение компетентности субъектов, динамика показателей социализированное  и изменения ценностных ориентаций учащихся, удовлетворенность субъектов воспитательного процесса качеством воспитания) критерии.
Проведенное исследование подтверждает повышение результативности и качества управления молодёжной политикой за счет изменения для сельской местности организационных структур управления молодёжной политикой в сельских школах.
В педагогический эксперимент было включено участие субъектов воспитательного процесса в сельской местности в конкурсах.
К показателям результативности следует  отнести победу нашей  школы в следующих направлениях:
-организация проектной деятельности
-организация летней занятости детей
-деятельность школьного ученического  самоуправления
-деятельность клубов «КЕДР». ЮИД,музей.

В то же время, следует отметить, что выполненная работа не исчерпывает всех проблем исследования изменения организационных структур управления молодёжной политикой  в нашей школе.
 Результаты проведенного исследования определяют перспективные направления дальнейшей разработки избранной проблемы, которые могут быть связаны с изучением организационных структур управления молодёжной политикой  в школе  по конкретным направлениям организации воспитательного процесса:
нравственному, трудовому, патриотическому и т.д., их влияния на общую педагогическую ситуацию в системе воспитания школы  и классного коллектива в частности; с изучением такого аспекта, как выбор содержания, форм и методов воспитательной работы в соответствии с уровнем или видом организационных структур управления молодёжной политикой.




Список литературы :
1. Акинфиева, Н.В., Владимирова А.П. Государственно-общественное управление образовательными системами. Учебно-методическое пособие. -Саратов: Приволжск.кн.изд-во,2001.-54 с.
2. Аплетаев, М.Н. Смыслообразующий феномен воспитания нравственности. Методология и теория, т. 1,-Омск, 2005.-380 с.
3. Анишкин, Б. А. Высший менеджмент для руководителя: Учеб. пособие / Б. А. Анишкин. М: ИНФА, 2001. - 144 с.
4. Байбородова, Л. В. Воспитательный процесс в современной школе: Учеб. пособие / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков. Ярославль: ЯГПУ, 1997.-380 с.
5. Бачило, И. Л. Функции органов управления / И. Л. Бачило М., 1986.-С. 39.
6. Барсукова, Л.Я.Повышение эффективности управления муниципальной системой образования в условиях малого города. Автор.дисс.канд.пед.наук-Челябинск, 1999.-17с.
7. Берне, Р. Развитие Я- концепции и воспитание :Пер. с англ.-М.¡Прогресс,1986.-420 с.
8. Белова, Л.П. Управление персоналом в условиях новых стратегических факторов в образовании (дидактический материал для руководителей OY). Тюмень.ТОГИРРО.24 с.
9. Беспятова, Н.К. Организация и содержание воспитательного процесса в школе: метод.пособие/Н.К.Беспятова, Д.Е.Яковлев.-М.:Айрис-пресс,2006.-256 с.

10. Бижова, И.А. Административно-общественное управление процессом воспитания граждан в государственных школах США в 90-х г.г. ХХ-начале XXI века. Автор. дисс.канд.пед.наук-Омск, 2007.-22с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий