вторник, 19 января 2016 г.

Проект как вид внеурочной деятельности для формирования метапредметных и личностных УУД


К основным вызовам нашего времени можно отнести следующие.
 1. Гиперболическая скорость развития информационно-коммуникационных технологий  в том числе мобильных устройств, что влечет за собой необходимость постоянного освоения новых технических устройств.
 2. Большие массивы информации требуют от современного человека умения получать, систематизировать, анализировать, передавать объемы информации.
3. Современный человек за время своей профессиональной деятельности, по исследованиям социологов, 5-7 раз сменит профессию. Это требует умения учиться в течение всей жизни.
Как эти вызовы сегодня принимает школа?
Попробуем ответить на этот вопрос.
Представим себе схематично все ожидания заинтересованных сторон  образовательного процесса.
1.Государство заинтересовано в формировании Гражданина,патриота своей страны.
2.Родители хотят, чтобы школа «научила учиться», «научила жить», «научила жить вместе».
3.Педагоги-ожидают максимальную включённость учеников в деятельность и результат.
4.Дети хотят, чтобы было интересно и полезно.
Какая деятельность может объединить в себе все ожидания заинтересованных лиц? Какие умения и навыки должны быть сформированы, чтобы совпадали интересы всех сторон?
Ответ дают Стандарты нового поколения. Они определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
А наиболее эффективным инструментом формирования личностных и метапредметных результатов является проектная деятельность потому что:
1. нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия прежде всего для достижения регулятивных метапредметных результатов.
2. Совместная деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют
формированию метапредметных коммуникативных умений.
      3. Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов.
Рассмотрим это на примере общешкольного проекта «Маршрут Победы», приуроченному к 70 летию Победы и успешно реализованному в прошлом году.
О каких сформированных результатах мы можем говорить после реализации проекта
Регулятивные
Пояснение
Определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно)
Составлять план действий по решению проблемы (задачи)


Понимать  причины возникающих затруднений и уметь находить способы выхода из ситуации
В каждом классе с1 по 11 прошло обсуждение проблемы сохранения памяти о наших земляках, участниках Великой Отечественной Войны.
Была обозначена проблема : уходят в прошлое , забываются имена наших земляков-участников Войны.
В каждом классе был составлен план действий, , например:
Беседа с родственниками, поиск информации в семейных альбомах, работа с сайтами http://www.obd-memorial.ru , http://podvignaroda.mil.ru , книгами и другими источниками школьного музея., оформление найденной информации по заданному алгоритму, нанесение условных значков на общую карту.
В ходе работы над проектом многие ребята столкнулись с проблемой отсутствия информации. К сожалению, не передаётся память из поколения в поколение, во многих семьях нет традиций рассказывать детям о родственниках-участниках войны, не пересматриваются семейные альбомы.
Ребята вынуждены были искать и работать с разными источниками информации

Коммуникативные

– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),
– предвидеть последствия коллективных решений,
– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,
– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

В ходе проекта вся школа, каждый класс поделился на микро-группы. В каждой группе были распределены роли (кто-то работал с сайтами, кто-то с материалами музеев, кто-то беседовал с односельчанами)

Вся эта деятельность была необходима для оформления конечного результата (карта «Маршрут Победы).
Промежуточный результат оформлялся в файлы. Окончательный результат заносился на сайт школы в интерактивную карту «Маршрут Победы».


Каждый участник проекта смог рассказать о вкладе наших земляков в Великую Победу.
Личностные 

разрешат моральные противоречия на основе:
– общечеловеческих ценностей и российских ценностей;

В результате проекта ребятами была глубоко осознана ценность данной работы по сохранению Памяти земляков –участников войны. Каждым ребёнком был сделан вывод о недопустимости забывчивости.
В этом году мы реализовали общешкольный проект к Году Литературы «Школа читает», в котором приняли участие все классы с 1 по 11, педагоги, родители. И.если прослеживать подробно все этапы проекта можно сделать вывод об эффективном  формировании личностных и метапредметных результатов в проектной деятельности.
 Возвращаясь  к ожиданиям заинтересованных сторон образовательного процесса мы можем сказать о наших  проектах следующее:

Таким образом мы можем говорить о проектной деятельности как о наиболее эффективной форме внеурочной деятельности, отвечающей вызовам нашего времени и формирующей необходимые для этого личностные и метапредметные результатов. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий