вторник, 19 января 2016 г.

Методические материалы ( Социализация и воспитание в школе (из опыта работы).)

Воспитание и социализация обучающихся в условиях
реализации ФГОС.

Отличительной особенностью новых Стандартов является усиление практической жизненной направленности образования. В структуре ключевых компетентностей значительное место уделено социальной компетентности.
Говоря о социализации учащихся, мы понимаем, что именно Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. 
В нашей школе социализация и воспитание   обучающихся осуществляется через систему дополнительного образования, внеурочную деятельность и  деятельность  ученического  самоуправления.
В основе данной работы лежит технология социального проектирования. Как же она обустроена у нас?
Школьное Ученическое самоуправление представлено двумя детскими объединениями: «Звенигород» - для учащихся начальной школы и ШАНС - для учащихся основной и средней ступени. Уже с начальной ступени наши ребята осваивают технологию социального проектирования. Данная деятельность позволяет сформировать у обучающихся такие качества как ответственность, инициативность, сотрудничество.
Каждое из детских объединений оформляет и реализует свой воспитательный проект. Звенигород работает в рамках проекта «Мы-звенигоровцы», направленного на организацию полезного досуга и интересной жизни младших школьников, а объединение ШАНС реализует проект «Сделаем жизнь ярче!»,  направленный на  освоение социальных норм и ролей, а также волонтерскую деятельность.  Ярким примером масштабного проекта, реализованным на протяжении прошедшего учебного года, объединившим всё школьное сообщество, стал проект «Маршрут Победы», который был создан в рамках празднования 70-летия Победы в ВОВ.
Все проекты школьного ученического самоуправления проходят процедуру внешней экспертизы в лице специалистов и лидеров Краевого Школьного Парламента, что позволяет нам достигать высоких результатов. Большинство наших проектов признаны одними из лучших в крае и получили поддержку. За прошедший учебный год нам удалось привлечь 197 тысяч внебюджетных средств. На протяжении 5 лет, по итогам рейтинга, наша школа является лидером среди органов ученического самоуправления в районе.
Говоря о воспитании и социализации, следует отметить роль дополнительного  образования, целью которого является создание условий для развития творческого потенциала обучающихся, профессионального и личностного самоопределения.  Мы реализуем 17 программ дополнительного образования по 5 направлениям  развития личности.
Примером эффективной работы могут быть такие объединения дополнительного образования как ВПК «КЕДР», музей «Прометей» и правовой клуб «Твой выбор». Данные объединения чрезвычайно популярны в школе, этому способствуют талантливые педагоги дополнительного образования: Романьков Н.А., Трощенко Г.Е., Люто М.С. , которые инициируют мероприятия на различных уровнях, проводят интерактивные игры, социальные акции, реализуют  социальные проекты,  вовлекают ребят в конкурсы от школьного уровня до Всероссийского. Как следствие - воспитанники этих педагогов умеют грамотно ставить цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, формулировать собственное мнение, оценку. Всё это позволяет достигать высоких результатов на всех уровнях.
Так по итогам деятельности ВПК «КЕДР» вошёл в число 14 лучших патриотических объединений Красноярского края, получил на хранение копию знамени 78 Добровольческой бригады, а кедровцы приняли участие в краевом Параде Победы. Воспитанники правового клуба «Твой выбор» демонстрируют прекрасные знания правовой грамотности и правосознания, участвуя и побеждая в Краевой  акции «Знай свои права - управляй своим будущим» .
Мы понимаем, что  детские объединения, музеи, клубы  должны обрастать социальными связями и отношениями, получать постоянный импульс к развитию и работаем в этом направлении. По итогам краевого конкурса социально-образовательных проектов патриотической направленности наша школа заключила официальный договор о сотрудничестве с ресурсным центром Красноярского Дома офицеров и сейчас мы планируем совместную деятельность.
В рамках реализации ФГОС в школе разработана модель ВД НОО. Внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности. Эти направления реализуются через реализацию программ дополнительного образования, программ внеурочной деятельности, акции и социальные проекты. Данный  спектр возможностей, кадровый состав и материальная база школы позволяют получать достаточно весомые  результаты от внеурочной деятельности:  приобретение учащимися социального опыта;·  формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;·  приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Примером этого может быть курс «Я-эколог», реализованный Слесаренко Е.Л. Ребята совместно с учителем разработали и реализовали проект «ЭКОмир», результатами которого стали живой уголок в классе, электронная Красная книга будущего, экологические десанты. Чтобы процесс организации ВД в основной школе  был столь же успешным, как и в начальной школе,  мы рассчитываем на методическую помощь управления образования, ведь на протяжении предстоящего учебного года нам необходимо будет осваивать и встраиваться в новую стратегию развития воспитания в РФ 2015-2025гг.

Подводя итог, хочется сказать, что выстроенная таким образом работа в нашей школе по воспитанию и социализации обучающихся, основанная на социальном проектировании, соответствует вызовам нашего времени, запросам общества и требованиям стандартов нового поколения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий